s
с 14 февраля по 17 апреля 2015

Новый зал: Шунгаэротизм в японском искусстве



18+
Cюнга. Эротизм в искусстве Японии

Cюнга. Эротизм в искусстве Японии

До тех пор, пока люди остаются живыми существами, обуреваемыми эмоциями и страстями, пока необходимы чувственные наслаждения, пока мужчина желает женщину, – будет существовать эротическое искусство.

В традиционной японской религии – синтоизме, никогда не было понятия первородного греха. Сам мир был плодом любви двух божеств: Идзанаги и Идзанами, и таким образом плотская любовь является воплощением космической гармонии. Потребность в любви и интимных отношениях была также естественна, как потребность в пище.

Долгое время в Японии отношения между мужчинами и женщинами были достаточно свободными, и единственным условием для них была обоюдная симпатия. Было распространено многобрачие и если чувства охладевали, оба супруга с легкостью находили новых партнеров. Таким образом, любовь в первую очередь воспринималась как наслаждение, как мимолетная прихоть. Подобное восприятие любви нашло свое отражение в изобразительном и поэтическом искусстве.

Еще приблизительно в VII веке появляется сюнга – «весенние картинки» откровенного содержания. Шунга использовалось как наглядные иллюстрации к придворным сплетням или как учебное пособие: например, по эротическим свиткам обучались врачи, потому как анатомические подробности изображались с большой достоверностью. Свитки сюнга также входили в приданое невесты.

Произведения жанра сюнга далеко не всегда откровенны и зачастую авторы использовали аллегории, символы, намеки. Внешне вполне благопристойный сюжет мог хранить эротический подтекст и при знании общепринятой символики можно узнать специфические интимные подробности из жизни героя произведения.

Гендерные взаимоотношения в эпоху Токугава приобретают несколько иной характер. Из понятия супружеских отношений исчезла прежняя фривольность. Брак заключается умудренными опытом родителями исключительно из политических соображений. Отношения между супругами строго регламентированы и главное в них не романтическое чувство, а глубокое уважение к партнеру и осознание своего долга перед ним. Мужчина – доблестный воин, защитник, верный слуга своего господина. Женщина – хранительница домашнего очага, исполненная добродетели подруга, преданная своему мужу также, как он предан своему повелителю.

Впрочем, сюнга не исчезла, но ее героями, как правило, становятся куртизанки и их посетители. Семейные отношения нужны не для того, чтобы тешить свои непостоянные желания, а для самого главного в японской системе ценностей – для продолжения рода, для почитания старших, для воспитания нового поколения.

Возврат к списку