s
с 14 февраля по 17 апреля 2015

Новый зал: Шунгаэротизм в японском искусстве



18+
Онна Дайгаку или японское искусство угождать

Онна Дайгаку или японское искусство угождать

Представленный выше отрывок о строгих требованиях мужчины к своей супруге взят из шутливой японской песни, написанной относительно недавно. Однако, как и в каждой шутке, здесь также присутствует доля правды, тесно связанная с японской исторической действительностью и сложившимся идеалом поведения девушки в семье.

Положение жены, определённое чёткими границами дозволенных и строго непозволительных ей действий, сформировалось в мирную эпоху Эдо. В это время во главе страны стоял сёгун и его военное правительство, что неизбежно привело к возвеличиванию роли мужчин и, наоборот, уменьшению роли представительниц слабого пола. Женщина воспринималась как покорная и услужливая хозяйка дома, не способная и шагу ступить без разрешения супруга. Свод правил, диктующих все обязательства девушки после замужества, был прописан в трактате «Онна Дайгаку» или «Великом учении для женщины», который в наше время оценивается и как произведение японского искусства. Его аналогом в России выступает небезызвестный «Домострой».

Поведение, приличествующее поистине достойной супруге, можно легко соотнести с нормами и устоями конфуцианства. Они, в первую очередь, призывали девушку к безропотному исполнению воли свёкра и свекрови, проявлению к ним почтительности и любви, многократно превышающей чувства привязанности к собственным родителям. Даже в случае возникновения конфликтных ситуаций жене полагалось смиренно принимать все упрёки, с большим уважением и трепетом исполнять наставления отца и матери своего мужа. Только таким образом она могла надеяться, что рано или поздно они сменят гнев на милость и, видя её искренние старания, чистосердечно примут в свою семью.

В отношении с мужчиной автор предписывал проявлять ещё большее благоговение. «Женщина должна смотреть на мужа своего, как на само Небо, и всегда без устали только о том и думать, как бы угодить мужу и тем избежать небесной кары», – пожалуй, данную цитату можно назвать квинтэссенцией всех требований к девушке, выдвинутых в «Онна Дайгаку». Муж – это покровитель и властитель, ослушаться которого – непростительная дерзость и бесстыдство. Даже если жена уличает супруга в распутстве, она не вправе держать на него обиду, а уж тем более ревновать. По мнению автора, ревность искажает её облик и голос, изменяет её поведение, делая его совершенно невыносимым, тем самым приводя лишь к полному отчуждению мужчины. Достойная жена знает, что только терпение и ласка могут помочь вернуть мужа в семью. Впрочем, глядя на вещи объективно, вряд ли жена, полностью лишённая ореола чувственного влечения, могла соперничать с куртизанкой, чья профессия превозносила эротику как искусство. Именно поэтому даже в высшей степени самоотверженных женщин в семье часто ждало только холодное пренебрежение от супруга, ведь она фактически не была способна возбудить в нём страсти. По этой же причине жёны никогда не изображались на «весенних картинках» сюнга, предоставлявших искусство эротики во власть образов прекрасных девушек из «Весёлых кварталов».

Также в трактате были конкретно обозначены те проступки, после которых муж был волен развестись с женой, при этом даже не получив её согласия. Такими провинностями считались непослушание свёкру или свекрови, бесплодие, прелюбодеяние, ревность, проказа или какая-нибудь дурная болезнь, сварливость или болтливость, а также наклонность к воровству.

Долгое время трактат «Онна Дайгаку» воспринимался как пособие для воспитания дочерей. И хотя сейчас японским женщинам не навязывается столь суровая модель поведения, отголоски прошлого понимания места девушки в обществе явственно дают о себе знать и по сей день.

Вы сможете узнать больше, посетив новый зал на выставке «Самураи. 47 ронинов», который посвящен искусству эротики средневековой Японии.

Возврат к списку