s
с 14 февраля по 17 апреля 2015

Новый зал: Шунгаэротизм в японском искусстве



18+
История просветленной куртизанки Дзигоку-таю

История просветленной куртизанки Дзигоку-таю

Японское искусство всегда было пропитано глубокой философией. Женщина, закутанная в ярко-красный плащ, сразу бросается в глаза на этом оттиске. Сидя на стуле, она дремлет, опустив подбородок на ладонь. Ужасные, но и несколько комичные скелеты вокруг, похоже, не приносят ей никакого беспокойства. Шпильки, украшенные черепами, поддерживают часть её волос. Также она носит пояс с изображением Эмма, короля ада, с хмурым красным лицом, выпученными глазами и длинной бородой. Этот необычный наряд выдает в ней «Госпожу ада» (Дзигоку-таю), которая достигла просветления благодаря дзен-буддистскому монаху Иккю (1394-1481). Во сне она видит многочисленных скелетов, которые танцуют, пьют сакэ, играют на музыкальных инструментах и даже помогают друг другу подняться из могил.

Сюжеты о Госпоже ада были популярными в японском искусстве для многих художников направления укиё-э (картины изменчивого мира), включая Каванабэ Кёсая (1831-1889). На первый взгляд гравюра может выглядеть странно, страшно или даже юмористично. Однако в ней скрывается очень много внутренних смыслов.

Кёсай, казалось, был влюблен в сюжет о Госпоже ада. Помимо этой гравюры, он повторял тему снова и снова в других работах, усложняя или упрощая композицию.

Как было упомянуто ранее, Госпожа ада была тесно связана с эксцентричным монахом и священником Иккю. Кем же был этот мастер? Достигнув просветления, учитель выдал ему сертификат, подтверждающий столь высокое достижение, однако Иккю выбросил его и ушел из храма. Он начал путешествовать по стране, загадывая людям философские загадки (коаны), побуждающие к просветлению. Согласно некоторым легендам, он также часто посещал бордели, ставя своим эксцентричным поведением людей в тупик, якобы наслаждаясь искусством эротики. Встреча Иккю и Госпожи ада относится, вероятно, именно к подобным апокрифичным историям.

По одной из версий, Иккю как-то раз зашёл в бордель и стал есть рыбу, попивая сакэ. Зная, что подобное поведение было недопустимо для монахов, Госпожа ада сочла его обыкновенным мошенником. Она приказала танцовщицам и певицам развлечь его, используя все древние японские виды искусства, в то время как сама наблюдала из другой комнаты. Внезапно, к своему удивлению, она увидела Иккю, танцующим со скелетами. Войдя в комнату, она вновь восприняла мир в обычном свете. После лицезрения этой удивительной сцены Госпожа осознала, что Иккю не был простым смертным. Исполненный веры буддистский монах помог достичь просветления падшей куртизанке. Эта история соотносится также со стихотворением Иккю «Скелеты» (Гайкоцу), в котором говорится о том, что весь мир  — иллюзия, а жизнь скоротечна:

«Мы являемся в виде скелетов, покрытых кожей, мужчины и женщины, и страстно желаем друг друга. Но когда дыхание угасает, кожа покрывается морщинами, вожделение исчезает, больше нет высокого или низкого. Под кожей человека, которую мы ласкаем и гладим сейчас, нет ничего, кроме набора костей. Подумайте об этом — высокие и низкие, старые и молодые, мужчины и женщины, все суть одно... Таков мир. Те, кто не поняли непостоянство мира, изумлены и испуганы подобной переменой... Освободите себя от формы и вернитесь к истоку существования».

Возврат к списку